Жан Лерон Д’Аламбер (д’Аламбер, Даламбер; фр. Jean Le Rond d'Alembert, D'Alembert; 16 ноября 1717 — 29 октября 1783)
Рано утром 17 ноября 1717 года было особенно холодно. Во всем чувствовалось дыхание наступающей зимы. Звонарь Круглой церкви направился к колокольне, чтобы позволять к ранней заутрене. При входе в церковь, на ступеньках, он заметил какой-то странный предмет, укутанный в теплую шаль.
— Что за диковина?— подумал озадаченный звонарь.
Отлядевшись кругом и убедившись, что поблизости никого нет, он с любопытством развернул шаль и к своему великому ужасу внутри свертка обнаружил полузамерзшего ребенка. О своей неожиданной находке звонарь немедленно дал знать в полицейский участок.
Явившийся полицейский комиссар вместо того, чтобы отдать подкидыша в детский приют, распорядился отправить его по одному частному адресу. Ребенок был отдан многодетной жене стекольщика по фамилии Руссо, которая охотно обязалась воспитывать приемыша, дать ему необходимое образование и тем самым поставить его «на ноги». По-видимому, принимая малыша в свою семью, она знала заранее от полиции, что с материальной стороны приемыш будет обеспечен хорошо. Действительно, после «усыновления» ребенка, один из родителей, не открывая своего имени, дал средства на его воспитание и образование.
Полицейский комиссар велел назвать найденыша Жаном Лероном в память Круглой церкви, где он был найден. Так под этим именем ребенок и рос, пока сам не прибавил к нему фамилию Даламбер.
В доме супругов Руссо Жану жилось очень хорошо. В семье он воспитывался наравне с родными детьми. Жена стекольщика оказалась порядочной во всех отношениях женщиной. Она полюбила своего подопечного как родного сына, и часто оказывала ему внимания больше, чем собственным детям
Несмотря на хороший уход со стороны сердобольной женщины, Жан рос болезненным ребенком и физически развивался слабо. Зато поражал ранним развитием ума и наблюдательностью. Уже трехлетним крошкой о многих вещах он рассуждал, как взрослый, и многих ставил в тупик своими замечаниями и вопросами.
Видя такое раннее проявление умственных способностей, супруги Руссо постарались отдать четырехлетнего Жана на учебу в один частный пансион, где он пробыл до 12 лет.
Когда Жану исполнилось 10 лет, содержатель пансиона обратился к супругам Руссо с настоятельной просьбой взять из пансиона своего подопечного, так как он все усвоил и ему там нечему учиться. Однако по горячей просьбе Руссо из-за слабого здоровья Жана оставили в пансионе еще на два года.
Надо заметить, что в том пансионе, где воспитывался Жан, изучалась только литература, а на математику не обращалось никакого внимания.
Математикой Жан стал заниматься с 13 лет, когда покинул частный пансион и был предоставлен самому себе. Вот что пишет Даламбер о тех годах, наблюдая себя как бы со стороны:
«Без учителей, почти без книг и даже не имея друга, с которым он мог бы посоветоваться насчет затруднявших его вещей, он ходил по общественным библиотекам; он получал кое-какие сведения при быстром чтении в библиотеке и, возвратясь домой, сам отыскивал доказательства и решения; обыкновенно, это удавалось ему; он придумывал таким образом важные теоремы, которые казались ему новыми и затем был опечален, найдя их в книгах, ему дотоле неизвестных, хотя испытывал при этом чувство удовлетворения».
Увлечение Жана математикой не нравилось супругам Руссо.
— Ну, какая польза от математики, если она, кроме маленькой зарплаты учителя, больше ничего не в состоянии дать?— укоризненно вопрошали они.— Другое дело медицина, она дает зарплату врача да плюс неисчерпаемые гонорары от приемов больных у себя на дому. В конце концов Жан сдался и взялся за нелюбимое дело. Чтобы математические книги не искушали его, он отнес их на сохранение одному из своих друзей. Он думал взять их обратно, когда выучит медицину и станет врачом.
— Математические книги,— говорил он тогда,— будут служить мне отдыхом и развлечением.
Но насильственные занятия медициной так наскучили ему, что он время от времени брал от своего друга по одной книге для «согрева души» и таким образом перенес к себе все свои книги.
После этого для Даламбера стало совершенно ясно, что он не может бороться со своим призванием. С тех пор Даламбер забросил медицину и, по словам ученого Кондерсе, «предался математике и бедности». Однако, занимаясь математикой, он согревался внутренним огнем высокого творчества, забывал жизненные невзгоды и считал себя самым счастливым человеком во всем мире.
Как уже говорилось, опекунша любила Даламбера и желала ему в жизни только одного хорошего. Она и не подозревала, что ее Жан находится на пороге всемирной славы. Она видела только одно, что он много работает и очень мало получает выгоды от этой работы. Однажды она спросила Жана:
— Вы, верно, всегда останетесь философом?
— А что такое философ? — заинтересовавшись, спросил Жан.
— Сумасшедший, который мучит себя всю жизнь для того, чтобы о нем говорили после смерти,— сокрушенно ответила она.
Жан Лерон Даламбер является великим энциклопедистом XVIII века. Он вместе с Д. Дидро составил 20 томов «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». В этой энциклопедии он написал отделы, относящиеся к физике и математике. Ему же принадлежит вводная статья под названием «Очерк происхождения и развития науки», в которой дается большой фактический материал и оригинальная классификация всех наук.
Он ввел замечательный «принцип Даламбера», излагаемый во всех современных вузовских руководствах по теоретической механике. Даламбер является одним из основоположников так называемой «математической физики», где он составил и решил дифференциальное уравнение поперечного колебания струны. Он много сделал в создании такой науки, как «теория функций комплексного переменного». Здесь ему, в частности, принадлежит основное соотношение, связывающее действительную и мнимую части аналитической функции, известное под названием формулы Даламбера — Эйлера (иногда неправильно называют формулой Коши — Римана).
Даламберу принадлежат ряд философских работ и весьма оригинальные труды по вопросам музыкальной теории и музыкальной эстетики.
Аламбер или Д'Аламбер, Даламбер (Jean le Rond d'Alembert) — один из самых выдающихся математиков и философов XVIII столетия и вместе с тем один из главных представителей так называемых энциклопедистов. Род. в Париже 16 ноября 1717 г. от блестящей и остроумной г-жи Тансен и инженерного офицера Детуша, брата известного поэта. Подкинутый родителями, он был до того слаб, что поднявший его полицейский чиновник не решился отдать его в воспитательный дом, а передал на попечение одной бедной женщине, жене стекольщика. На 4-м году жизни его поместили в учебное заведение, где он пробыл до 12-летнего возраста. Он выказал большие дарования и, принятый в College Mazarin, приводил всех в изумление своей способностью к математике. Изучив юриспруденцию и сделавшись адвокатом, он предался изучению медицины и обратил на себя всеобщее внимание двумя работами по математике и физике. В 1739 и 1740 он представил в Академию два трактата о движении твердых тел в жидкостях и об интегральном исчислении; Академия нашла их настолько важными, что в 1741 признала А. своим членом. Затем он написал "Traite de dynamique" (Пар., 1743; лучшее изд. Пар., 1759) и "Traite de l'equilibre et du mouvement des fluides" (Пар., 1744). За свои "Reflexions sur la cause generale des vents" (Пар., 1744 и 1747) он получил премию Берлинской академии и избран ее членом. Из других мемуаров, представленных им той же академии, особенно выдаются два о чистом анализе (1746—1749) и один о колебаниях струн. Он принимал также участие в исследованиях, предпринятых с целью дополнить открытие Ньютона относительно движений небесных тел. Уже в 1747 он представил Академии наук рассуждение о нарушениях эллиптического движения планет вокруг Солнца под влиянием их взаимного притяжения и о характере этого движения в том случае, если бы оно подчинялось только силе тяготения. Сверх того, он написал много других трактатов по астрономии и физике, например о предварении равноденствия (перевед. на нем. яз. Зейфертом под заглавием "Untersuchungen uber die Pracession der Nachtgleiche und die Nutation der Erdachse nach Newtons System", Нюрнб., 1857), далее о сопротивлении жидких тел и т. д. Все они собраны в его "Opuscules mathematiques" (8 т., Пар., 1761—80). С такой же любовью, хотя и не с таким же творческим талантом он занимался разработкой философских наук. Вместе с Дидро и другими единомышленниками А. предпринял издание "Энциклопедии", которая должна была обнять всю совокупность тогдашних знаний и вместе с тем проложить новые пути в разных науках. Сам он принял на себя в этом великом труде отдел математики и написал введение, представляющее основанную на учении о познании Бэкона и Локке систематику наук; оно останется навсегда образцом научного изложения. Сотрудничество в "Энциклопедии", сделавшейся сборным пунктом всей тогдашней оппозиционной литературы, навлекло на него много неприятностей и преследований, благодаря которым он, человек далеко не обладавший боевым задором Дидро, стал с годами все более и более осторожным и подчас даже двуязычным. В особенности это заметно на его жизнеописаниях умерших академиков ("eloges"), которые он составлял по обязанности непременного секретаря Академии. За всем тем он отклонил от себя как приглашение Фридриха II поселиться в Берлине, так и предложение императрицы Екатерины II принять на себя воспитание ее сына. А. был один из самых приятных людей, с благородным, невозмутимым характером, умевший быть благодарным и творить добро. Даже его связь с девицей Эспинас (см.) должна быть признана безусловно чистой для того славившегося своей безнравственностью времени. Больше 40 лет он прожил у своей приемной матери в самой скромной обстановке и расстался с нею только тогда, когда этого потребовало состояние его здоровья. Он умер 29 октября 1783 г. от каменной болезни, отказавшись от операции. Чудный памятник воздвиг ему Кондорсэ в своем похвальном слове, "Eloge de d'A." (1784). Полного собрания его математических сочинений не существует. Зато его смешанные сочинения собраны в "Oeuvres philosophiques, historiques et litteraires", изданных Бастиеном (18 т., Пар., 1805). Большой полнотой отличается издание Дидо (5 т., Пар., 1821), заключающее в себе также переписку А. с Вольтером и Фридрихом Великим, а также издание Кондорсэ ("A. Sa vie, ses oeuvres, sa phylosophie", Пар., 1852).
|