Математическая жизнь в академии наук в середине десятых годов почти
замерла и возродилась в конце двадцатых с приходом в Академию
Остроградского и Буняковского, особенно первого из них.
Михаил Васильевич Остроградский родился 26 сентября 1801г. на Украине,
в деревне Пашенной Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье
помещика. В 1816 г. он поступил в Харьковский университет.
Остроградский успешно сдал кандидатские экзамены, и перед ним,
казалось, открывалась прямая дорога к университетской профессуре.
Однако острая идейная борьба, которая в те годы велась в Харьковском
университете, помешала спокойному течению научной карьеры
Остроградского.
Осиповский подверг критике идеалистическую немецкую философию,
сторонники которой имелись и среди работавших в Харьковском
университете иностранцев. В устных выступлениях Осиповский разоблачал и
высмеивал мистиков, стоявших во главе министерства просвещения и
учебных округов. Свое враждебное отношение к Осиповскому реакционная
часть харьковской профессуры перенесла и на его лучшего ученика, также
не любившего ни метафизики, ни мистики и бывшего, надо полагать, уже
тогда “полным материалистом и атеистом”.
Когда ректор университета Осиповский предложил присвоить Остроградскому
заслуженную им степень кандидата, в Совете университета произошли
резкие столкновения. Один из реакционных профессоров, А. И. Дудрович,
письменно донес попечителю округа З. Я. Корнееву, что по вине
Осиповского студенты-математики не занимаются богословием, а
Остроградского обвинил в том, что он, несмотря на предписание
начальства, не слушал богопознания и христианского учения. Дело дошло
до министра “духовных дел и народного просвещения” А. Н. Голицына, по
указанию которого Осиповский был уволен из университета, Остроградскаму
отказали в присуждении степени кандидата, издевательски предложив
заново сдать экзамены, якобы сданные им раньше в неправильном порядке.
Остроградский мужественно перенес эти испытания и решил, несмотря ни на
что, посвятить свою жизнь науке. Еще в Харьковском университете его
особенно увлекали вопросы прикладной математики и в 1922 г. он
отправился в Париж, где работали Лаплас и Фурье, Лежандр и Пуассон,
Бине и Коши и другие первоклассные ученые, пролагавшие новые пути в
математике, математической физике и механике. Курсы, читавшиеся в
Политехнической школе, Сорбонне, Коллеж де Франс были образцовыми и
привлекали молодежь из многих стран.
Быстрые успехи Остроградского завоевали ему дружбу и уважение многих
французских математиков, как старших поколений, так и сверстников.
Время парижской жизни явилось для Остроградского не только “годами
странствий и учения”, но и интенсивного творчества. В 1824-1827 гг. он
представил Академии наук в Париже несколько замечательных мемуаров на
французском языке. В “Замечаниях об определенных интегралах” (1824) он
дал вывод незадолго перед тем опубликованной Коши формулы для вычета
функции относительно полюса п-го порядка, вывод, по сути дела
совпадающий с принятым ныне. В “Доказательстве одной теоремы
интегрального исчисления” (1826) он разработал весьма важную составную
часть общего метода разделения переменных для интегрирования уравнений
математической физики. В том же году Остроградский подготовил “Мемуар о
распространении волн в цилиндрическом бассейне”, где развил
исследования Коши и Пуассона, изучивших движение малых волн в бассейне
бесконечной глубины и не ограниченном стенками, а год спустя “Мемуар о
распространении тепла внутри твердых тел”, содержавший новое сжатое
изложение метода разделения и решения новой задачи о распространении
тепла в некоторой треугольной призме. Из них только работа по
гидродинамике увидела свет в издании Парижской Академии, другие же
остались в ее архиве. Но и не опубликованные тогда его открытия по
математической физике оказали существенное влияние на развитие
математики. Основные результаты вошли в последующие печатные труды
самого Остроградского; кроме того, в рукописи или в устном изложении
самого Остроградского с ними ознакомились тогда же или вскоре Коши,
Пуассон и другие.
Перечисленные работы показывают, что Остроградский в первые же годы
парижской жизни не только полностью овладел новейшим аппаратом анализа
и механики, но существенно развил его и мастерски применил к решению
как весьма общих актуальных проблем, так и частных трудных задач. Коши
с высокой похвалой отзывался о работах своего молодого ученика и
сотрудника. Например, в основоположном мемуаре по теории интегралов в
комплексной области 1825 г., Коши, рассказывая о своих предыдущих
результатах писал:”Наконец, один молодой русский, одаренный большой
проницательностью и весьма искусный в анализе бесконечно малых, г.
Остроградский, также прибегнув к употреблению этих интегралов и их
преобразованию в обыкновенные, дал новое доказательство формул, мною
выше упомянутых, и обобщил другие формулы, которые я представил в 19-й
тетради “Журнала Политехнической школы”. Г. Остроградский любезно
сообщил нам главные результаты своей работы”. Столь же уважительны
отзывы Коши об Остроградском в статьях по теории вычетов. Много
позднее, в работе, в которой установлен ряд общих свойств интегралов
линейных уравнений с частными производными, Коши вспоминал о парижских
открытиях Остроградского:”Я хотел бы иметь возможность сравнить
полученные мною здесь результаты с результатами, полученными г.
Остроградским в мемуаре, в котором он установил несколько общих
предложений относительно интегрирования линейных уравнений в частных
производных. Но я только смутно помню этот мемуар и, так как не знаю,
был ли он где-либо опубликован, я лишен возможности произвести это
сравнение”.
Весной 1828 г. Остроградский приехал в Петербург и здесь на протяжении
нескольких месяцев представил Академии наук три работы. Первая
содержала оригинальный, основанный на новой концепции интеграла (Коши),
вывод уравнения Пуассона, которому удовлетворяет объемный потенциал
поля тяготения в точке, лежащей внутри притягиваемой массы или на ее
границе. Следующая посвящена вопросу о перестановке порядка
интегрирования в двойном интеграле в случае бесконечного разрыва
подынтегральной функции и примыкает к аналогичным исследованиям Коши.
Третьей был уже упомянутый мемуар “Доказательство одной теоремы
интегрального исчисления”, который автор вскоре взял обратно для
переработки и затем опубликовал для переработки и затем опубликовал под
названием “Заметки по теории теплоты”. Коллинс представил о трудах
Остроградского блестящий отзыв и 29 декабря 1828 г. молодой ученый был
избран адъюнктом по прикладной математике. Два года спустя он был
выбран экстраординарным академиком и в 1831 г. – ординарным.
Деятельность Остроградского в Академии была весьма разносторонней. Он
сделал более 85 научных сообщений, частью неопубликованных; читал
публичные лекции; писал подробные отзывы на поступавшие в Академию
работы, участвовал в комиссиях по введению григорианского календаря и
десятичных мер (что было сделано лишь после великой Октябрьской
социалистической революции), по водоснабжению Петербурга и т. д.,
занимался по поручению правительства изысканиями по внешней баллистике,
и т. д. Вместе с тем Остроградский много времени уделял преподаванию. С
1828 г. он начал читать лекции в Морском корпусе (впоследствии Морской
академии), где преемниками его последовательно были В.Я. Буняковский,
А.Н. Коркин, А.Н. Крылов. С годами педагогическая деятельность
Остроградского становилась все более интенсивной. Он вел занятия по
математике и механике в Институте инженеров путей сообщения, Главном
инженерном и Главном артиллерийском училищах, Главном педагогическом
институте. С 1847 г. и до своей смерти он работал на посту главного
наблюдателя по преподаванию математических наук во всех военных
заведениях страны. Ему принадлежат несколько руководств по элементарной
и высшей математике.
Педагогические взгляды Остроградского были весьма прогрессивными. Он
считал, что в гимназиях и кадетских корпусах нужны лаборатории и
мастерские, где учащиеся приобретали бы трудовые навыки, производили
опыты и наблюдения. Он выступал за наглядность обучения математике,
особенно в раннем возрасте, и критиковал сухое и формальное изложение
этого предмета в современной ему школе. Он был сторонником введения в
специальных старших классах средних военных учебных заведений идеи
функции и начал анализа; курс математики, с его точки зрения, должен
быть связан с другими предметами, как физика, в которых применяются
математические методы. Как видно, в ряде пунктов Остроградский
предвосхитил идеи так называемого движения за реформу преподавания,
возникшего в начале XX века. Кое-чего Остроградский достиг в этом
направлении в кадетских корпусах. Однако более широкая реализация
педагогических установок Остроградского стала возможной лишь много
позднее. Свое общее педагогическое credo Остроградский изложил в
написанной совместно с парижским математиком и инженером И.-О. Блюмом
(1812-1877) брошюре “Размышления о преподавании”, вышедшей на
французском языке. Чтение этого блестящего по изложению и глубокого по
содержанию сочинения интересно и в наши дни. Школьное преподавание
арифметики, алгебры и геометрии, - писали авторы, - ничем “не
напоминает о насущной необходимости изучения этих предметов для
насущной жизни” и на деле дает “только тот результат, что их усваивает
очень небольшое число учеников”. Этому в брошюре ярко противопоставлены
принципы обучения, воспитывающего наблюдательность и любознательность,
техническую сноровку и научное мышление. Для повышения интереса и
привлечения внимания учеников Блюм и Остроградский рекомендовали
использовать историю наук и биографии выдающихся людей, “принесших
пользу наукам и искусству”:”Это в одно и то же время отличная разрядка
и средство с помощью живого рассказа запечатлеть то или иное основное
положение, либо удачное приложение теоретических принципов”.
Школьная математика должна учитывать особенности детского восприятия,
но следует избегать общепринятой недооценки возможностей детей уже с
семилетнего возраста. В брошюре разобран вопрос об обучении ребят до 12
лет, причем только в гимназиях или специальных учебных заведениях;
более массовые школы, где учат началам чтения, письма и счета оставлены
были в стороне.
Остроградский оказал значительное влияние на развитие математики и
механики. Он, в частности, подготовлял условия для создания
математической школы, организованной Чебышевым, и сам основал русскую
школу механики. К его исследованиям примыкают многие последующие работы
по математической физике, по теории интегрирования иррациональных
функций, по теории кратных интегралов и даже по теории вероятностей,
которыми он сам занимался немного. Прямыми учениками Остроградского
были создатель теории автоматического регулирования И. А. Вышнеградский
(1831-1895), автор классических исследований по теории трения и влияния
на него смазки и по теории механизмов Н. П. Петров (1822-1889) и
другие. Все перечисленные математики вышли из Главного педагогического
института, где Остроградский преподавал с 1832 по 1859 г..
Научные заслуги Остроградского были высоко оценены и за рубежом. Он был
избран членом-корреспондентом французской Академии наук в 1856 г., а
еще ранее членом Американской академии наук и академий в Турине и в
Риме. Скончался он 1 января 1862 г.