17 августа специалисты исследовательского центра Лэнгли (NASA Langley Research Centre)
собираются проверить в деле свой необычный прототип системы,
предназначенной для мягкого спуска полезных грузов в разреженной
атмосфере Марса. Новое
американское устройство представляет собой гибрид тороидального
надувного баллона (воздушного шара) и конического парашюта (из
термостойкого материала), называемый иногда баллютом (ballute). По
мнению Нейла Читвуда (Neil Cheatwood), одного из руководителей
проекта, — это именно то, что потребуется земной технике, когда грузы,
доставляемые на поверхность Марса, начнут расти по массе (что
пригодится в более сложных миссиях, не говоря уж о гипотетической ещё
высадке человека). Существующих технологий может не хватить для
уверенного торможения больших объектов в тонкой атмосфере Красной
планеты. Размеры жёстких тормозных
щитов ограничены диаметром ракет-носителей, запускающих межпланетные
станции с Земли, а от обычных парашютов там толку мало — интенсивно
снижать скорость нужно ещё на значительных высотах, где атмосфера очень
разрежена. Тормозные же ракетные двигатели применяются, напротив, перед
самой посадкой. Между тем диаметр
надувного конуса или "гриба" может в несколько раз превышать поперечник
спускаемого аппарата. И это не просто повысит эффективность торможения
на всём пути спуска, но радикально расширит доступные для исследования
районы Марса, поскольку речь может идти о высадке аппаратов в области с
большей высотой (чуть было не сказали "над уровнем моря"), там — где
атмосфера тоньше. Через несколько дней с полигона NASA Wallops Flight Facility
в Вирджинии должна взлететь суборбитальная ракета Black Brant 9. Она
доставит на высоту 211 километров рабочий прототип надувного
термостойкого конуса, созданного с применением керамики и кевлара. После
отделения от носителя этот аппарат будет заполнен сжатым азотом, отчего
надуется до диаметра в 3 метра — в 7 раз больше поперечника ракеты. За
спуском гибкого щита в атмосфере будут наблюдать различные приборы и
датчики. Сама по себе идея таких
систем не нова: на эту тему специалисты по обе стороны океана
дискутировали ещё в 1960-х. Но первый реальный шаг в этой области был
сделан в нашей стране. Ведь всё выше описанное — не что иное, как "Пневматическое тормозное устройство" (ПТУ), разработанное, построенное и даже испытанное в космосе специалистами НПО имени Лавочкина. Разумеется,
детали конструкции российского надувного конуса отличаются от таковых у
заокеанского последователя, создаваемого американцами самостоятельно.
Но общая идея — один в один. С
2000 по 2005 годы Россия выполнила четыре запуска аппарата, названного
"Демонстратор". Первые три были неудачными из-за технических неполадок,
но четвёртый прошёл хорошо. Судя по переданной по радио телеметрии,
конус отработал на ура. Правда, после приземления где-то на Камчатке удивительный аппарат потеряли. Тем не менее работоспособность технологии была доказана. Более
того, НПО имени Лавочкина также уже рассуждало о перспективах
использования ПТУ именно на Марсе, в том числе — для спуска очень
крупных аппаратов. А ещё — разработало вариант такого конуса для
доставки небольших грузов (результатов экспериментов) с МКС на Землю.
|
Российское
семейство ПТУ различного "калибра". Отличительная их особенность –
двухстадийная работа. Фактически спускаемый груз оснащается двумя
вложенными конусами. Первый (меньшего диаметра) надувается ещё в
космосе и обеспечивает основное торможение с максимальными нагрузками и
прохождением самой горячей фазы спуска, когда температура перед носом
аппарата достигает 6 тысяч кельвинов (при этом защищённый конусом
полезный груз не нагреется выше 30 градусов Цельсия). Второй конус
надувается уже в нижних слоях атмосферы и обеспечивает дополнительное
торможение перед посадкой.
По этой схеме в центре Лавочкина
построены (или ещё только спроектированы) ПТУ, предназначенные для
спуска с орбиты грузов весом от нескольких десятков килограммов до 70
тонн. На последнем рисунке: 1 – полезная нагрузка, 2 – орбитальная
двигательная установка, 3 – ПТУ, 4 – силовые тросы. Красным цветом
показана система надува баллона, тёмно-серым – жёсткая носовая часть,
голубым – торовые оболочки конуса, лиловым – его силовые ленты
(иллюстрации НПО имени Лавочкина). |
Но кто первым внедрит
тормозные надувные системы в практику — неясно. То же агентство NASA
пока не планирует ни одной реальной космической миссии с таким
устройством. Например, крупная и тяжёлая марсианская лаборатория MSL, старт которой в поисках марсианской жизни намечен на 2011 год, при спуске будет полагаться на жёсткий тормозной щит из термостойких плиток. И даже гораздо более отдалённая (и в силу финансовых причин всё ещё гипотетическая) миссия по возврату марсианских камней на Землю — Mars Sample Return —
тоже, скорее всего, будет использовать давно отработанную технику
торможения, отмечает Адам Штельцнер (Adam Steltzner), менеджер системы
спуска и посадки миссии MSL. Но, по его словам, в перспективе
экзотические пока ещё конусы, вероятно, будут востребованы. "Для всего,
что тяжелее двух метрических тонн, мы будем нуждаться в помощи", —
заявил Адам. (Читайте также о родственной системе "Спасатель".)
|