В 1936 году Сталин поручил построить на Днепре железнодорожный тоннель с надводными и подводными участками, — на случай войны, если будут разрушены наземные мосты. Но достроить стратегический объект не успели: город захватили гитлеровцы. Сегодня осталось три свидетельства грандиозной стройки. Первое находится на Оболони. Махину, с виду напоминающую под- ную лодку, видно издалека. Это — кессон, с помощью которого начинали строить тоннель. Его отливали на месте, затем из-под кессона выбирали землю, и он оседал до необходимой глубины. Таким образом добивались погружения на 30—40 м, после чего земляные работы вели уже в горизонтальном направлении. Второй фрагмент находится на Осокорках. Пробраться к нему можно лишь через чужой огород: с одной стороны тоннель надежно "охраняют" заросли, с другой — он вплотную примыкает к частной застройке. Вход в самый интересный участок тоннеля длиной около километра — на Жуковом острове. Внутри кромешная тьма, поэтому без фонарика не обойтись. Стены и своды сооружения высотой с трехэтажный дом покрыты плесенью. На потолке — солевые сталактиты. На стенах "вдохновляющие" надписи: "Осторожно, пираньи!" или "Паспарту, надежда умирает последней!". В воде плавают коряги, бревна и бутылки из-под пива. Тоннель, по которому лучше всего передвигаться на плоту, уходит немного вниз, и потолок по мере продвижения вглубь становится ниже. Через 500—600 м до него уже можно дотянуться рук
Подъехать к Жуковому острову можно со стороны Столичного шоссе. Через 500 м справа вы увидите туннель. Экологический сбор за въезд на остров на машине — 5 грн. Есть и организованные экскурсии (стоимость для одного человека 50—90 грн.), которые проводят в зависимости от наличия желающих. Записаться на них можно почти на всех туристических сайтах столицы.